20.06.2011 00:00
Новости.
Просмотров всего: 5118; сегодня: 3.

Галерея «Веллум» представляет в Литературном музее выставку «Знаки Неба и Земли»

Государственный Литературный Музей и Галерея «Веллум» представляют персональную выставку работ Бориса Смирнова-Русецкого «Знаки Неба и Земли». Выставка пройдет с 20 июня до 10 августа (Открытие 20 июня в 19.00) в Филиале Государственного Литературного музея (Москва, Трубниковский переулок, д. 17).

Творчество Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905–1993) занимает значительное место в истории искусства ХХ века не только как художественное явление, но и как культурологический феномен. Выходец из знаменитой петербургской дворянской семьи, входившей в круг символистов рубежа ХIХ-ХХ веков: поэтов и философов, Смирнов-Русецкий органически являлся частью культуры этого времени. Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, проходя, как художник, путь творческого становления, глубоко воспринимал теософские теории, так популярные в периоды катастроф. Он избрал для себя поиски «Всевидящего ока» через изобразительное искусство, повинуясь космогонической концепции Кандинского, эстетически переосмысливая «неземные» пейзажи Чюрлениса и Рериха.

Родился Борис Алексеевич в 1905 году в Петербурге. В 1917 году вместе с семьёй переезжает в Москву, где продолжает образование. В 1922 г. он встречается с П.П. Фатеевым, который становится и учителем и единомышленником, а также лидером сформировавшегося круга художников-космистов. В 1923 г. работы Смирнова-Русецкого представлены на выставке в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина). В 1926 г. происходит встреча с приехавшим в Россию Рерихом и окончательное образование группы «Амаравелла» с конкретным творческим кредо, которому художник не изменял до конца жизни. По настоянию и рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступает во ВХУТЕМАС, где учится у И.Нивинского, П.Фаворского и Н.Купреянова. В 1927-28 гг. работы Смирнова-Русецкого участвуют в выставках «Маковца» и в Америке – в Нью-Йорке и Чикаго. После 30-го г., как представитель идеалистического направления, художник практически не имеет возможности для экспонирования своих работ. Однако он не перестает писать, но для узкого круга почитателей. Это и послужило поводом для ареста в 1941 г. За время заключения большинство его работ были утрачены.

Четырнадцать лет лагерей и ссылки – все условия, чтобы погибнуть, перестать быть личностью. Но Смирнов-Русецкий не погиб, не был растоптан карательной машиной, он выжил, как выжили многие люди его круга. В последние годы в лагере на Алтае художник старался работать в ночную смену, чтобы днем была возможность писать. Сохранились миниатюрные эскизы, на пачках от папирос, из которых в 1954–1956 годах родился самый красивый его цикл – «Снегурочка». На холстах сияет первозданная красота зимы, не привязанная к контексту места: зимы – хрустальности, зимы – притчи, зимы – не времени года, а первородного совершенства.

Для художника, похоже, никогда не существовало принципиальной разницы между наукой и искусством, эзотерикой и ортодоксальной религиозностью, хотя в обычном понимании это вещи подчас несовместимые. Смирнов-Русецкий едва ли пытался преодолеть это противоречие, скорее оно просто отсутствовало в его картине мира. Этим, в частности, объясняется и подчеркнутое пренебрежение формальными исканиями в период между мировыми войнами, на которые пришелся период творческого становления художника, и дистанцирование – уже в шестидесятые и после – как от советского официоза, так и от нонконформистской среды.

Работы художника находятся в ГРМ, ГТГ, Петрозаводском художественном музее и многих региональных музеях России. После его смерти 250 работ были переданы женой в Музей народов Востока в Москве.

На выставке будет представлено около 100 работ. Наряду с пастелями в экспозицию будут включены некоторые работы маслом, которые достаточно немногочисленны в творческом наследии художника.

В рамках открытия выставки состоится презентация автобиографической книги Бориса Смирнова-Русецкого «Идущий». Эта автобиография издавалась в 1990-е гг. с большими купюрами. Книга, изданная галереей «Веллум» включает полный авторский вариант, а также 33 фотоиллюстрации работ художника из коллекции галереи.

www.vellum.ru

Контакты для СМИ: 8-915-163-33-60 cultureartpr@gmail.com

Галерея «Веллум» Тел.: +7 (495) 776-33-31; Пресс-служба ГЛМ тел. 8 916 680 3407


Ньюсмейкер: Галерея Веллум — 25 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...